В нашей стране в большинстве крупных проектных организаций внедрена и не один год работает система менеджмента качества (СМК) по стандарту ИСО 9001. Предполагается, что в результате этого постоянно улучшается продукция, развиваются процессы и совершенствуется управление. На практике нередко улучшений либо не наблюдается вовсе, либо они носят частный характер. Бывает и так, что после сертификации система ухудшается.
Основной причиной проблем является принятие решения о введении СМК под административным давлением. В результате в организации создаются бюрократические процедуры и записи, оторванные от реалий производственной деятельности.
Руководство должно стремиться не к прохождению сертификации как таковой, а к использованию СМК в качестве инструмента для улучшения собственного бизнеса.
В этой статье мы опишем основные трудные моменты, ликвидация которых поможет в устранении противоречий между производством и системой. Эти проблемы сформулированы самими организациями.
В организациях часто считают, что наличие СМК требует обязательного документирования. В то же время возникают следующие проблемы:
Руководству необходимо внедрять использование только той документации СМК, которая реально помогает в решении производственных задач.
В большинстве организаций ее воспринимают как подразделение, которое отвечает за поддержание СМК в рабочем состоянии. У производственников складывается устойчивое мнение, что служба качества:
В результате между производственным подразделением и службой качества появляется барьер. Специалисты приходят к выводу, что нужно лишь правильно подготовить журналы, а показывать и спрашивать ничего не следует.
Руководству здесь нужно понять, что служба качества – это не «канцелярия». Она должна быть тесно интегрирована в производство.
Система менеджмента качества носит формальный характер. То, что о ней написано в документации, не соответствует реальному положению дел. Необходимость выполнения требований ИСО 9001 становится раздражающим фактором даже для руководства.
Сертификат есть, но компания не улучшает финансовых результатов. Более того, не становится меньше несоответствий и проблем с заказчиками. В то же время, на работу службы качества необходимо постоянно закладывать расходы. В итоге появляются сомнения в целесообразности наличия сертификата.
Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим. Здесь указаны только те моменты, на которые руководству необходимо обратить внимание в первую очередь. СМК окажется полезной для руководства и специалистов производственных подразделений, если она будет: