Прайс-лист Вопрос-ответ Получить консультацию Расчет стоимости Преддоговорная консультация

Проблемы с СМК после сертификации

В нашей стране в большинстве крупных проектных организаций внедрена и не один год работает система менеджмента качества (СМК) по стандарту ИСО 9001. Предполагается, что в результате этого постоянно улучшается продукция, развиваются процессы и совершенствуется управление. На практике нередко улучшений либо не наблюдается вовсе, либо они носят частный характер. Бывает и так, что после сертификации система ухудшается.

Основной причиной проблем является принятие решения о введении СМК под административным давлением. В результате в организации создаются бюрократические процедуры и записи, оторванные от реалий производственной деятельности.

Руководство должно стремиться не к прохождению сертификации как таковой, а к использованию СМК в качестве инструмента для улучшения собственного бизнеса.

В этой статье мы опишем основные трудные моменты, ликвидация которых поможет в устранении противоречий между производством и системой. Эти проблемы сформулированы самими организациями.

Основные сложности внедрения СМК

  1. Работники не используют документацию системы. Документы мешают их работе.
  2. В организациях часто считают, что наличие СМК требует обязательного документирования. В то же время возникают следующие проблемы:

    • документов СМК много и пользоваться ими неудобно;
    • распоряжения руководства часто противоречат документации системы;
    • нужно заполнять формы, не применяемые при выполнении работ;
    • изменения в работе не отражаются в документах СМК (и наоборот).

    Руководству необходимо внедрять использование только той документации СМК, которая реально помогает в решении производственных задач.

  3. Служба качества мешает работе.
  4. В большинстве организаций ее воспринимают как подразделение, которое отвечает за поддержание СМК в рабочем состоянии. У производственников складывается устойчивое мнение, что служба качества:

    • появляется не вовремя, в наиболее сложные для производства моменты;
    • отнимает время руководителей подразделений и не интересуется деятельностью специалистов;
    • проверяет только записи и наличие документов СМК у начальника;
    • задает непонятные вопросы, не относящиеся к основной деятельности, и не проявляет интереса к результатам работы;
    • регистрирует нарушения, за которыми следуют наказания, при этом в деятельности никаких изменений не происходит.

    В результате между производственным подразделением и службой качества появляется барьер. Специалисты приходят к выводу, что нужно лишь правильно подготовить журналы, а показывать и спрашивать ничего не следует.

    Руководству здесь нужно понять, что служба качества – это не «канцелярия». Она должна быть тесно интегрирована в производство.

  5. СМК не связана с реальным бизнесом и проблемами организации.
  6. Система менеджмента качества носит формальный характер. То, что о ней написано в документации, не соответствует реальному положению дел. Необходимость выполнения требований ИСО 9001 становится раздражающим фактором даже для руководства.

  7. Руководители не видят, как СМК улучшает деятельность организации.
  8. Сертификат есть, но компания не улучшает финансовых результатов. Более того, не становится меньше несоответствий и проблем с заказчиками. В то же время, на работу службы качества необходимо постоянно закладывать расходы. В итоге появляются сомнения в целесообразности наличия сертификата.

Возможные пути решения

Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим. Здесь указаны только те моменты, на которые руководству необходимо обратить внимание в первую очередь. СМК окажется полезной для руководства и специалистов производственных подразделений, если она будет:

  • давать высшему руководству компании информацию о способности организации к достижению стратегических бизнес-целей;
  • своевременно обнаруживать проблемы, устранение которых улучшит деятельность компании и ее финансовые показатели;
  • определять возможности для улучшения и потенциальные области риска во всем, что касается деятельности организации;
  • оставаться взаимоувязанной с системой финансового менеджмента.

Возврат к списку

Наши клиенты
Мостоотряд 114
ОАО "ДСК1"
ООО "ППК Мост"
АО "Путеви Ужице"
республика Сербия
ООО
"РенСтройДеталь"
АО "Асфальтобетон-Медведково"
Группа Компаний ПИК

ООО "Евробетон"
ООО "Гранитстрой"